Год выпуска
Всего выпущено
Масса в боевом положении
Мощность двигателя
Максимальная скорость по шоссе
Запас хода по шоссе
Экипаж
Десант (орудийный расчёт)
Грузоподъёмность
Масса буксируемого прицепа
Вооружение
Бронирование
.................................................................................1937 - 1941
...............................................................................7 780 ед.
.............................................................3,5 тонн
...........................................................................50 л/с
....................47,5 (с прицепом – 40) км/ч
........................................... 250 (с прицепом – 150) км
................................................................................ 2 человека
.......................................................... 6 человек
............................................................................. 0,5 тонн
........................................................... 2 тонны
............................... пулемет ДТ / Боекомплект, патр. - 1008
............................ лоб корпуса 10 мм / борт корпуса 7 мм
Годы выпуска – 1937 - 1941
Всего выпущено – 7 780 ед.
Масса в боевом положении – 3,5 тонн
Мощность двигателя – 50 лс
Максимальная скорость по шоссе – 47,5км/ч
(с прицепом – 40)
Запас хода по шоссе - 250 (с прицепом – 150)км
Экипаж – 2 чел.
Десант (орудийный расчёт) – 6 чел.
Грузоподъёмность – 0,5 тонн
Масса буксируемого прицепа – 2 тонны
Вооружение: пулемет ДТ / Боекомплект, патр. - 1008
Бронирование: лоб корпуса – 10мм; борт корпуса – 7мм
«Комсомолец» Т- 20 - лёгкий артиллерийский быстроходный бронированный гусеничный тягач для обслуживания противотанковой и полковой артиллерии.
Первый подобный тягач, созданный в 1935 г. получил название «Пионер». Машина была короткой и узкой и имела массу 1500 кг. В войсках, «Пионеры» не прижились из-за неустойчивости при езде и на поворотах, слабых тяговых свойств и малой вместимости, а также отсутствии бронезащиты водителя и важных узлов – двигателя, радиатора и бензобака. В конце 1937 года производство их было прекращено.
В конце 1936 года под руководством главного конструктора московского завода № 37 Астрова Н. А. был создан тягач «Комсомолец» Т-20 для обслуживания противотанковой и полковой артиллерии.

Тягач оснащался 50-сильным карбюраторным двигателем, который можно было запустить от электростартера или в ручную рукояткой. Общая емкость двух топливных баков составляет 121 литр. Т-20 вооружался 7,62 -мм пулеметом ДТ, смонтированным в шаровой установке в лобовом листе корпуса справа от водителя. Боекомплект составлял 1008 патронов в дисковых магазинах. В ненастную погоду при длительных маршах сверху мог устанавливаться закрытый тент с окошками. В кормовой части корпуса устанавливалось прицепное устройство для буксировки артиллерийских орудий. «Комсомолец» мог буксировать груз массой до 2 тонн.
Первое боевое крещение Т-20 прошли в боях с Японией в 1938 году у озера Хасан и в следующем году на реке Халхин-Гол, а также в Советско-финской или «Зимней» войне.

Выпуск тягача «Комсомолец» начался в 1937 году и кроме головного завода № 37 был развернут на спецпроизводстве ГАЗ. Выпуск был прекращен в июле 1941 года ввиду необходимости расширения производства легких танков. Всего было изготовлено 7780 машин в рамках трех производственных серий, несколько отличающихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения.

Тягачи Т-20 сыграли огромную роль в процессе моторизации Красной Армии. В состав каждой стрелковой дивизии должно было входить как минимум 60 тягачей этого типа. До начала войны советская промышленность не смогла полностью обеспечить потребности армии. Поэтому на практике «Комсомольцами» были укомплектованы только ударные части, а также подразделения мотопехоты в составе стрелковых частей.

На фронтах войны «Комсомольцы», количество которых непрерывно убывало (на 1 сентября 1942 года в армии осталось 1662 машины), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других тягачей они применялись и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, работая с перегрузкой. Кроме того, летом 1941 года при обороне и нанесении контрударов по врагу тягачи «Комсомолец» иногда использовались как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Использовали «Комсомольцев» и партизаны – они оказались идеальными машинами для лесных дорог, были просты в обслуживании и легко ремонтировались за счет деталей простого автомобиля. «Комсомолец» получился простой, надежной и универсальной машиной.
При восстановлении данного экспоната использованы фрагменты нескольких машин, найденных под городом Великие Луки Псковской области, где в июле 1941 г. шли тяжёлые бои с немецко-фашистскими захватчиками.


АУДИОГИД
Hello world!