Авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин произвел революцию – заставил броню не только защищать самолет, но и работать как обычный каркас планера, что позволило снизить вес машины и обеспечить высокую живучесть. Создание Ил-2 стало возможным благодаря новой броневой стали АБ-1. Бронированные детали штамповались на воздухе, после чего охлаждались в масле, а из закалочной ванны подавались обратно в штамп для окончательной доводки размеров. Именно на Ил-2 впервые в СССР применили прозрачную броню типа К-4. Из нее изготавливали лобовые стекла фонаря кабины летчика.
Ил-2 стал основной ударной силой ВВС Красной Армии и был особенно успешен, штурмуя крупные скопления техники и колонны, позиции артиллерии, склады и железнодорожные узлы.